Безусловно, полноценного прекращения огня не было ни в одно из перемирий. Но «школьное перемирие», как до этого и «хлебное», выполняет несколько иную функцию – оно позволяет снижать количество обстрелов. Когда же по ряду причин мы видим периодическую эскалацию с увеличением числа обстрелов даже во время перемирия, все подобные случаи мы фиксируем.
Такие события связаны, прежде всего, с внутриполитическими проблемами на Украине, а также с тем, что, когда стороны находятся на расстоянии прямой видимости, очень сложно добиться полноценного прекращения огня. Для достижения прекращения обстрелов необходимо выполнить рамочное решение – развести силы и средства вначале на трех пилотных участках, а мы знаем, что в Станице Луганской разведение сил не выполнено и по сей день. После этого на следующих участках и потом на всей линии соприкосновения стороны будут разведены на достаточное расстояние, и тогда специальная мониторинговая миссия сможет с полной уверенностью фиксировать нарушения, если таковые будут. Расстояние между сторонами должно быть достаточным, чтобы исключить возможные провокации.
Мониторинговая миссия ОБСЕ, на которую возложены функции контроля и фиксации всех нарушений, выезжает на линию соприкосновения. У них есть камеры, но, к сожалению, этого недостаточно. Ввиду того что украинская сторона заняла «серую зону» и стороны находятся настолько близко, что расстояние на некоторых участках составляет около ста метров, в такой ситуации зафиксировать, кто нарушил перемирие, не представляется возможным. И когда мы видим пространные отчеты СММ ОБСЕ о том, что где-то зафиксирован разрыв снаряда, то в них указано предположительное направление. При анализе карты, учитывая изгибы линии соприкосновения, можно подумать на кого угодно – и на ту, и на другую сторону. Для того чтобы у ОБСЕ появилась реальная возможность фиксации и не было соблазна предвзятого использования своих служебных полномочий по отношению к нам, стороны должны быть разведены. Тогда инструмента для проявления предвзятого отношения просто не будет.
Мы постоянно фиксируем применение двойных стандартов. Необходимость мер по содействию работе мониторинговой миссии ОБСЕ озвучивались и в «нормандском формате» в ходе телефонных переговоров. Мы неоднократно демонстрировали свою договороспособность и выполняем взятые на себя обязательства. Исходя из необходимости прекращения огня, мы издали приказы, они были озвучены и разосланы по подразделениям, были созданы группы для фиксации нарушений, если таковые будут с нашей стороны. На последнюю встречу в Минске мы привезли эти приказы, которые были до этого опубликованы в прессе. Приказы касаются и прекращения огня, и уделения должного внимания к СММ ОБСЕ (пропуски, допуски и прочее). Со стороны Украины мы услышали только оправдания.
Денис Пушилин, Председатель Народного Совета ДНР,
Постоянный полномочный представитель ДНР на переговорах Контактной группы в Минске